620137, г. Екатеринбург,
ул. Александровская, д. 2
(вход со стороны ул. Сахалинской)
(343)289-71-31, +7922-619-28-31
В соответствии с ч.1 ст.48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Однако, к сожалению, в нашей стране и во многих регионах, в частности, соблюдение указанной конституционной нормы далеко от желаемого.
Наиболее ущемленными гражданами при реализации ст.48 Конституции РФ являются лица без определенного места жительства и занятий, большинство из которых приобрели указанный статус в результате наличия судимости.
Следует отметить, что само приобретение статуса бездомности возникает в результате наличия у человека какой-либо проблемы, имеющей правовой характер. Лишение права на жилое помещение, утрата права собственности на жилье, как правило, становятся причиной бездомности.
Согласно исследованиям организаций, занимающихся оказанием помощи и поддержки бездомным, бездомность может протекать в острой и скрытой форме.
Острая форма бездомности (уличная бездомность) связана не только с отсутствием регистрации по месту жительства, но и с фактической потерей, отсутствием жилья, «крыши над головой» и характеризуется утратой, в значительной степени, связей с обществом и крайне затрудненной ресоциализацией. «Уличные» бездомные обречены на выживание в условиях отсутствия места для ночлега, голода, холода, нищеты, одиночества и презрительного отношения со стороны окружающих.
Скрытая (невидимая) форма бездомности характеризуется, прежде всего, отсутствием постоянной или временной регистрации по месту жительства. На внешнем уровне человек продолжает вести жизнь в обществе, мало отличающуюся от обычной - он может проживать у родственников, знакомых, снимать жилье, оплачивать необходимые медицинские услуги. Однако, при неблагоприятном стечении обстоятельств (потеря работы, серьезные проблемы со здоровьем и т.д.) эта форма может легко перейти в острую форму бездомности. Скрытая форма бездомности присуща и осужденным, находящимся в местах лишения свободы, вопрос жизнеустройства которых после освобождения не решен.
И в случае уличной, и в случае скрытой бездомности корень проблемы общий: полученный в наследство еще от советской правовой системы институт «регистрации по месту жительства» и привязка к «прописке» возможности реализации основных прав и законных интересов. Эта привязка исключает человека, не имеющего места жительства, «прописки» из правового поля, из механизмов реализации базовых прав. Государство «не видит» бездомного в правовой системе, он практически не имеет возможности получить помощь от государственных социальных служб, системы здравоохранения, получить легальную работу, обратиться в суд и т.д., оказывается вынужденно исключенным из общества и практически не имеет возможности в него вернуться.
Проблема заключается еще и в том, что есть люди, которые по социальному статусу могут быть отнесены к категории бездомных. Существуют серьезные проблемы, которые у них возникают из-за несовершенства российского законодательства, правовых пробелов и коллизий, создающих условия для постоянного пополнения рядов бездомных. Такие пробелы и коллизии общеизвестны: несовершенство норм о приватизации жилья, длительное отсутствие норм о защите прав собственности отдельных категорий социально незащищенных граждан (в том числе, лиц, оставшихся без попечения родителей, лиц пенсионного возраста и престарелых и других), правовой нигилизм граждан, недобросовестность отдельных предпринимателей, осуществляющих коммерческую деятельность на рынке жилья, и т.д.
Следует отметить, что многие проблемы бездомных граждан имеют правовую природу. Причем проблемы правового характера есть не только у граждан, находящихся в острой форме бездомности, но и у тех, кто находится в скрытой форме бездомности, в том числе у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Фактически, они не могут считаться бездомными, так как на момент отбытия наказания они обеспечены местом проживания. Но проходит срок заключения и человек выходит из мест лишения свободы «в никуда». Он не имеет жилья, у него утрачены социально полезные связи, социальная обстановка в стране за период отбытия наказания изменилась, он юридически неграмотен, да и где взяться правовой грамотности, если профессиональные юристы не всегда могут разобраться в часто меняющемся российском законодательстве, его проблемах и пробелах.
На территории каждого субъекта нашей страны, в том числе и в Свердловской области, осуществляет свою деятельность Федеральное казенное учреждение «Государственное юридическое бюро по Свердловской области». Но и здесь для бездомных квалифицированная юридическая помощь остается недоступной.
Причины этого следующие: в соответствии с п.1 ст.20 Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют определенные категории граждан: малоимущие граждане, инвалиды I и II группы и другие. Бездомные к ним не относятся.
Кроме того, для подтверждения принадлежности к одной из этих категорий граждан (например, граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (малоимущие граждане); инвалиды I и II группы; ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и другие), человеку необходимо представить определенный пакет документов (например, согласно информационного листа Государственного юридического бюро, бесплатная юридическая помощь может быть оказана только при предъявлении определенных документов, среди которых документ, удостоверяющий личность (как правило, бездомные не имеют документов вообще), справка о среднедушевом доходе семьи (получить такую справку невозможно, не имея регистрации по месту жительства) и другие). Для того, чтобы собрать указанные документы, зачастую приходится перемещаться из одного конца города в другой, а у бездомного зачастую нет денег на элементарную еду, откуда же ему взять средства на оплату проезда?
И даже если каким-то чудом бездомному удастся попасть на приём для получения бесплатной юридической помощи, вряд ли она будет качественной, потому что в сознании нашего общества, многих специалистов государственных учреждений, сам ярлык БОМЖ имеет негативную окраску и закрывает перед человеком все двери. А если к этому прибавить еще и неухоженный внешний вид (а где бездомный сможет помыться и привести себя в порядок?), неопрятную одежду и прочее, то картина становится еще более печальной.
А ведь большинство причин возникновения бездомности возможно решить с помощью оказания своевременной, квалифицированной юридической помощи. Например, предоставление юридической консультации:
1) о наличии права на внеочередное получение жилого помещения, а на время, пока это жилье не будет предоставлено, предоставление жилого помещения маневренного фонда (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей),
2) о необходимости восстановления пропущенного процессуального срока для обжалования решения суда первой инстанции о снятии с регистрационного учета и выселении (для граждан, по уважительным причинам не проживающим в жилом помещение какое-то время);
3) о наличии права на представление жилого помещения в связи с признанием жилья ветхим, аварийным;
4) о необходимости обращения в правоохранительные органы при наличии в действиях риелторов признаков мошенничества;
5) обжалование незаконной сделки по отчуждению жилого помещения и т.д.
В условиях современной действительности только общественные организации могут оказывать грамотную и своевременную правовую помощь и поддержку социально незащищенным категориям граждан, в том числе, лицам без определенного места жительства.