620137, г. Екатеринбург,
ул. Александровская, д. 2
(вход со стороны ул. Сахалинской)
(343)289-71-31, +7922-619-28-31
Наверное, каждый, кто обратился к нам за помощью в этом году понял, что юристы Правовой приемной СРСООО «Право на защиту и помощь» помогают всем гражданам без исключения в рамках реализации социально значимого проекта «ПРАВОВОЙ ДЕСАНТ (ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ГРАЖДАН)», поддержанного Фондом Президентских грантов, по результатам конкурса по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям, проведенного в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от №93-рп от 03 апреля 2017 года.
Консультируют и тех, кто приходит к нам в офис, и тех, кто пишет вопросы на электронную почту или пользуется сервисом нашего сайта «Консультация юриста online».
Особая категория людей – это те, кто приходят на консультацию во время выездных консультационных мероприятий в отдаленных от областного центра муниципальных образованиях. То ли потому, что вышестоящее руководство всех контролирующих органов находится далеко (например, мы были в Тавде, это более 300 км от Екатеринбурга), то ли сама размеренная жизнь провинциального города настраивает на то, чтобы не спешить оказать помощь, то ли еще какая-то причина есть, но факт остается фактом: там, в отдалённых городках, люди не имеют возможности получить квалифицированную юридическую помощь…тем более, бесплатную. И в такой ситуации наши выезды, выдача правовых справочников и юридические консультации с детальным разбором каждой ситуации, каждого вопроса обратившегося за помощью человека, оказываются как глоток прохладной воды в жару. Люди благодарят, значит, мы работаем не зря.
Например, вот уже не первый раз мы слышим вопрос от пожилых людей, которые живут в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, о том, что они очень возмущены взиманием повышенной платы за проживание в этом социальном учреждении.
Стали разбираться в данном вопросе и выяснилось следующее: до вступления в законную силу 01.01.2015г. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ " Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" каждый проживающий в таком социальном учреждении гражданин платил 75% из своей пенсии за проживание там. Все остальные выплаты, в том числе единовременные социальные выплаты, ежемесячные денежные выплаты, доходы (а кто-то из инвалидов умудрялся выполнять несложную работу и получать за это пусть небольшую, но зарплату) поступали в полное распоряжение человека. Но ситуация изменилась: сейчас у людей забирают 75% от всех денег, которые они получают, в том числе и ЕДВ. Конечно, они возмущены и обратились за разъяснением к сотрудникам социального учреждения, но те только разводят руками, мол, а что мы можем сделать? Таков новый 442 закон.
Мы озадачились этим вопросом и выяснили следующее: 01 января 2015г. вступил в законную силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ " Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который изменил ежемесячный размер платы за предоставление социальных услуг, а именно в стационарной форме социального обслуживания ежемесячный размер платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основании тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (до 01.01.2015г. размер платы за предоставление социальных услуг не мог превышать 75% пенсии получателя).
В расчет платы за стационарное обслуживание с января 2015г., например, в среднедушевой доход проживающих инвалидов в доме — интернате вошли: государственная пенсия + ежемесячная денежная выплата + социальная доплата к пенсии, и суммы начислений с учетом ЕДВ.
Вместе с тем, согласно пункта " ж" части 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утв. постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные в денежной форме: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Имеются и официальные разъяснения. Так, в совместном письме Минтруда России N 12-3/10/В-5678, Минфина России N 12-05-06/8/47283 от 11.08.2016 «По вопросу учета сумм ежемесячных денежных выплат, установленных гражданам Российской Федерации, при расчете среднедушевого дохода в отношении получателя социальных услуг в соответствии Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075», указано, что в случае, если гражданин воспользовался своим правом на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ), то при расчете среднедушевого дохода учитывается полученная гражданином в денежной форме сумма ежемесячной денежной выплаты, за вычетом суммы средств, направляемой на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) и определяемой в соответствии с частью 1 статьи 6.5 Закона N 178-ФЗ, удерживаемой из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такой подход в полной мере соответствует Правилам, согласно которым при расчете среднедушевого дохода учитываются виды доходов, полученные гражданином в денежной форме, так как при расчете среднедушевого дохода не могут быть учтены виды доходов, полученные гражданином в натуральной форме.
В письме ПФ РФ от 15.04.2016 N ЛЧ-28-26/5325 "О плате за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания" указано, что в тех случаях, когда часть суммы ежемесячной денежной выплаты направляется на предоставление гражданину предусмотренного статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" набора социальных услуг, для расчета среднедушевого дохода учитывается размер ежемесячной денежной выплаты без учета стоимости набора социальных услуг полностью либо одной социальной услуги, либо двух социальных услуг, предоставляемых гражданину в натуральной форме.
Вместе с тем, например, в соответствии с ч.5 ст.1 Федерального закона от 22.11.2016 N 385-ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию" получение гражданином единовременной денежной выплаты [в размере 5 тысяч рублей] не учитывается при определении его права на получение иных выплат и при предоставлении ему мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что взимание 75% из суммы единовременной денежной выплаты, из полной суммы ежемесячной денежной выплаты без учета стоимости набора социальных услуг на социальные услуги обслуживания проживающих в доме-интернате инвалидов и престарелых является незаконным.
Безусловно, при любой спорной ситуации необходимо вставать на сторону наименее социально защищенного лица. Изложенная выше позиция как раз и отражает наше мнение с учетом ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Да, и в целом, наше государство, в первую очередь, социальное, поэтому все законы должны толковаться в пользу человека.
Сейчас вся надежда на то, что правоохранительные органы в лице прокуратуры, поддержат указанное выше толкование закона и вынесут предписание о недопущении нарушения закона и недопущении взимания 75% с иных, кроме пенсии, выплат для этих социально незащищенных граждан.
А было бы лучше, если бы законодатели принимали законы с четкими формулировками, не позволяющими лавировать правоприменителям. Ну, это так…лирическое отступление.