620137, г. Екатеринбург,
ул. Александровская, д. 2
(вход со стороны ул. Сахалинской)
(343)289-71-31, +7922-619-28-31
На консультацию пришла пожилая женщина-инвалид (специально приехала из г. Березовский Свердловской области в Екатеринбург, чтобы получить консультацию наших юристов) и рассказала такую историю:
…есть в г. Березовский муниципальное казённое учреждение Березовского городского округа «Центр предоставления субсидий и компенсаций», куда обращаются те граждане, которые имеют право на получение тех или иных субсидий и компенсаций, в том числе тех, выплата которых предусмотрена Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 689-ПП (ред. от 06.03.2015) "О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению субъекта Российской Федерации".
Являясь ветераном труда, женщина подала необходимые документы в данный Центр. Специалисты Центра обработали документы и перечисляли женщине сумму субсидии.
Получив первый раз на карточку Сбербанка деньги, женщина удивилась, что сумма большая. Она пошла вначале в банк, а затем в Центр субсидий с вопросом: почему так много перечисляют? Специалисты Центра уверили женщину, что все так, как и предусмотрено в законе.
На протяжении почти двух лет женщина получала деньги, тратила их по своему усмотрению. И вот в 2015 году произошла смена кадров в Центре субсидий, женщину вызвали и сообщили, что она должна вернуть в Центр субсидий почти 150 000 рублей. Как? Почему? На каком основании? Не растерявшись, женщина ответила: обращайтесь в суд. И МКУ Березовского городского округа «Центр предоставления субсидий и компенсаций» (истец) обратились в суд с требованием о взыскании суммы неосновательного обогащения с женщины-инвалида «Ветерана труда» (ответчик).
В сентябре 2015 года судом было вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований (решение вступило в законную силу). Суд указал, что «в силу ст.1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 настоящего Кодекса.
Согласно п.3 ст.1109 Гражданского кодекса РФ суммы пособия, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что одним из обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения возникшего спора является установление недобросовестности со стороны гражданина».
Очевидно, что недобросовестности со стороны женщины не было.
Но, не смотря на то, что судом было вынесено решение, Центр субсидий решил не выплачивать ей деньги, как компенсацию, а взыскивать эти деньги в счет прошлого, якобы, долга.
В ответ на письменное обращение женщины, Центр субсидий дал ответ со ссылкой на п.30 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению субъекта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 689-ПП, в котором указано:
п. 30. В случае если получатель компенсации расходов в течение 14 дней не сообщил в уполномоченный орган об обстоятельствах, влекущих перерасчет размера компенсации расходов либо прекращение ее выплаты, необоснованно выплаченные суммы компенсации расходов засчитываются в счет будущей выплаты компенсации расходов.
При отсутствии права на получение компенсации расходов в последующие периоды, излишне выплаченные суммы добровольно возвращаются получателем, а в случае спора взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Изучив предоставленные документы, проанализировав нормативно-правовое регулирование данного вопроса, юристы проекта пояснили, что отказ в выплате компенсации в данном случае является незаконным, т.к. п.24 Порядка, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 689-ПП, определены основания для перерасчета размера компенсации расходов:
1) изменение основания для назначения компенсации расходов;
2) изменение состава семьи получателя компенсации расходов;
3) изменение объема предоставленных коммунальных услуг;
4) изменение тарифов на коммунальные услуги и изменение платы за жилое помещение;
5) изменение норм и нормативов;
6) превышение фактических расходов граждан на оплату твердого топлива, используемого для печного отопления, а именно приобретения твердого топлива и транспортных услуг для его доставки, над полученным размером компенсации расходов на оплату твердого топлива и его доставку.
Ни одного из указанных в законе оснований для перерасчета субсидии не имеется. Обстоятельства, с которыми в п.30 указанного Порядка законодатель связывает перерасчет или прекращение выплаты компенсации, не наступили. Следовательно, действия МКУ Березовского городского округа «Центр предоставления субсидий и компенсаций» являются незаконными.
Следует отметить, что, по словам женщины, обратившейся к нам за помощью, ее ситуация не является единичной, расчеты компенсаций и субсидий многим гражданам данным Центром осуществляются неправильно.
Юристы дали рекомендацию обратиться с письменным заявлением в Центр субсидий (порядок такого обращения описан в наших изданиях, которые были выданы женщине) и, при неполучении ответа или при получении отрицательного ответа, обращаться в суд.
Надеемся, что досудебная претензия, которую женщина подаст в данное учреждение, вразумит работников последнего, и человек будет и дальше получать заслуженную субсидию без каких-либо удержаний.